• 08.01.1970

Русское зодчество: О русском деревянном зодчестве

Содержание

Краткая история и характеристика народного деревянного зодчества Русского Севера | Школа плотника-реставратора| Электронная библиотека

Строительство из дерева было с древнейших времён широко распространено в лесных районах.

Лёгкая доступность материала, его самовозобновление, простота обработки позволили древесине стать основным строительным материалом при постройке зданий и сооружений различного назначения на Севере России со времён появления первого наземного жилища до XX века. Считается, что на территорию современной Карелии навыки и традиции деревянного зодчества были привнесены, главным образом, новгородскими переселенцами, осуществившими мирную колонизацию части этих земель с ХI-ХII веков.

Характер народного зодчества, его особенности, интенсивность и направленность развития, зависели от целого ряда факторов и при многих общих чертах, в разных районах Карелии народная архитектура отличалась своеобразием и неповторимостью.

К основным факторам, определявшим особенности становления народной архитектуры, можно отнести: природно-географические условия, этническую принадлежность, уровень социально-экономического развития, особенности мировоззрения, бытового уклада крестьян.

Основными источниками для изучения народной архитектуры являются историко-архивные документы, исторический изобразительный материал (иконы, зарисовки и описания путешественников), сами старинные здания. Возраст наиболее древних построек сохранившихся до наших дней насчитывает для культовых зданий максимум 400 лет, для жилых – 150 лет.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Основой любой бревенчатой постройки являлась прямоугольная рубленная из брёвен клеть, различные пристройки и докомпоновки к которой с изменением планировочной и объёмной структуры зданий, приводили к созданию построек разнообразных типов и назначений.

Эволюция культовых зданий происходила не однозначно. Часовни, как правило, видоизменялись от более простых, одночастных и двучастных, разношироких, к трёхчастным с помещениями равной ширины, с надстроенными над сенями звонницами. Однако в более поздний период времени (конец XIX – нач. ХХ вв.) появляются вновь часовни упрощённые по форме и планировке, близкие к более древним, но в то же время обладающие отличными от средневековых часовен формами и характером дверных и оконных проёмов, пропорциональными соотношениями и т. п…

Интересной представляется и характер развития церковных зданий, происходивший от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определённые, выявленные исследователями закономерности, в развитии и формировании тех или иных форм зданий в различных районах Русского Севера, Карелии. Это также самостоятельная обширная тема, с которой можно более детально ознакомиться по указанным выше библиографическим источникам.

Жилые крестьянские дома на территории современной Карелии к середине XIX века представляли собой дом-комплекс, объединяющий под одной крышей жильё и хозяйственную часть. Структура этих домов, системы блокировки жилья и хозяйственного двора так же не были одинаковы для всей Карелии. В настоящее время исследователями сделаны попытки провести картографирование по территории Карелии на различные периоды времени преобладавших в том или ином районе типов жилого дома, тех или иных его характерных элементов и конструкций. Так, только для Заонежья середины XIX в. было характерно почти преимущественное преобладание домов типа «кошель» и «глаголь». Но уже к началу XX в. многие из них были заменены на дома-комплексы «брус». Для различных районов Карелии было характерно не только отличие в типологии построек, но и значительное своеобразие деталей, элементов, декоративных мотивов. Знание этих отличий порой позволяет безошибочно соотнести ту или иную постройку с районом и этнической группой, к которым она принадлежит.

В настоящем разделе приведены только общие положения о развитии народной архитектуры, отмечено большое разнообразие существовавших традиционных архитектурно-строительных форм и приёмов. Представление об этом необходимо каждому реставратору, для того, чтобы при выполнении докомпоновок, замен, восстановлений но аналогам не допустить ошибок по идентификации тех или иных приёмов для конкретного памятника, и не создавать обобщённый нивелированный облик этих памятников.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Детально материал по этому разделу предполагается сформировать и выпустить в виде отдельного методического пособия для Плотницкого Центра в ходе последующей планомерной работы.

В виде приложения к настоящему разделу приводится часть хронологической таблицы по культовым зданиям Карелии, разработанной В. П. Орфинским, и позволяющей достаточно объективно определять датировку и вероятный характер конструктивных решений для культовых зданий различного периода постройки. Использование этих данных также поможет избежать ошибок при проведении реставрации.

Рекомендуемая литература:

  1. М. Красовский. Курс истории Русской архитектуры, ч. 1. Деревянное зодчество.— Петроград, 1916.
  2. Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941. (библиотека музея «Кижи»).
  3. Орфинский В. П. Карельское деревянное зодчество и его связь с архитектурой русского Севера. // Архитектурное наследство, № 23, М.,1975.
  4. Орфинский В. П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии. // Архитектурное наследство, № 31, М., 1983.
  5. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. (библиотека музея «Кижи»).
  6. Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск, 1972. (библиотека музея «Кижи»).
  7. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество (Культовая архитектура). М., 1986.
  8. Ополовников А. В. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955.

//
Школа плотника-реставратора
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.

2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Русское деревянное храмовое зодчество | Деревянная архитектура

Значительной и самобытной частью древнерусской культуры является, несомненно, деревянное зодчество. И начав перелистывать страницы его многовековой истории, необходимо обратить взор в сторону Русского Севера, к его самому яркому наследию — деревянной храмовой архитектуре.


На заре становления Руси, после крещения киевлян князь Владимир, как гласит летопись, «нача ставити по градом церкви и попы». И наделяя сыновей земельными уделами в разных концах государства, призывал их заботиться о построении храмов… Храмовое зодчество составляет в многотомной истории русской архитектуры особенные главы, а деревянное храмовое зодчество Русского Севера — явление поистине удивительное.


  • Фото 1


  • Фото 2


  • Фото 3


  • Фото 4

Фото 1 Дореволюционный вид храмового ансамбля Ворзогор: Никольский храм, Введенский храм и колокольня.

Фото 2 Красная Ляга — Сретено-Михайловская церковь. 1655 год. Памятник федерального значения. Архангельская область, Каргопольский район, деревня Печниково

Фото 4 Никольский храм в деревне Ворзогоры Онежского района Архангельской области. 1636 год.




Именно в этом отдаленном крае (крае лесном, где только и могло возникнуть и развиваться мастерство деревянного строения) «были выработаны совершенные формы деревянного зодчества, которые в течение веков непрерывно влияли на всю совокупность русского искусства. Формы эти являлись тем неиссякаемым родником, из которого черпали новую жизнь застывавшие временами художества на Руси».


Проникновенные строки взяты нами из статьи «Деревянное зодчество Русского Севера», написанной в 1910 году двумя неутомимыми исследователями, изучившими, сфотографировавшими, измерившими множество деревянных северных построек, — академиком, художником, историком русского искусства, специалистом в области реставрации памятников архитектуры Игорем Эммануиловичем Грабарем и архитектором, членом комиссии по сохранению древних памятников Фёдором Фёдоровичем Горностаевым.


Уроженцы Северной Руси еще с летописных времен славились как искусные и талантливые плотники, постигавшие азы мастерства с юного возраста. А например в московских актах XVII столетия плотники, живущие по Ваге (Вага — река на территории современных Вологодской и Архангельской областей, крупнейший левый приток Северной Двины), названы самыми лучшими мастерами (получавшими, к слову, заслуженное признание и при царском дворе). И виртуозные плотницкие приемы, и термины («стопа», «сруб», «клеть» и т.д.) зарождались преимущественно на Севере.


  • Фото 1


  • Фото 2


  • Фото 3


  • Фото 4

Фото 1 Разрушающаяся часовня Пантелеймона Целителя. Архангельская область, Вельский район, деревня Скомовская. Необходимо поставить сжимы на одну из стен, восстановить кровлю, постелить пол и т.д.

Фото 2 Церковь Рождества Богородицы в деревне Никифорово Архангельской области, датированная серединой XVIII столетия. Реконструкция на конец XIX — начало XX века. Архитектор — A. Бодэ

Фото 3 Церковь Владимирской Иконы Божией Матери, выстроенная в 1757 году на высоком берегу Онеги. Памятник федерального значения. Архангельская область, Онежский район, деревня Подпорожье

Фото 4 Часовня Фрола и Лавра. Архангельская область, Каргопольский район, куст деревень Калитинка, деревня Великая. Часовня находится в критическом состоянии




Художественная же уникальность и небольших деревянных церквей, и часовен, и величественных высоких храмов обусловлена несколькими факторами. Древний зодчий-плотник, работавший в непростых тяжелых условиях северного климата, располагавший одним материалом — деревом и главным образом только одним инструментом — топором, видел красоту сооружения не в замысловатой декоративности, а прежде всего в строгой лаконичности силуэта, выразительности форм рубленых стен, гармонии пропорций. И, конечно, в рациональности и практичности. Так, постройки должны были возводиться за период короткого лета, а кровля — выдерживать сильный напор северных ветров и воздействие многочисленных осадков.


«Эта суровая школа жизни отразилась на искусстве и привела к созданию произведений, прямо поражающих своей классической простотой и захватывающих выразительностью и правдой. Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей их природой, что составляют с нею одно неразрывное целое. И кажется, будто эти произведения — сама природа, так они безыскусственны и неотразимы», — читаем в цитируемой выше статье Грабаря и Горностаева.


И, конечно, северная «архитектура исповеданий» (так называет религиозные постройки в целом Гавриил Васильевич Барановский — архитектор, гражданский инженер, искусствовед — в своей «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века», изданной в начале прошлого столетия) красива и проявлением некоей нравственной силы народа, одухотворявшей строительство.


Удивительные по красоте старинные деревянные храмы и часовни Русского Севера — это наше историческое, культурное и культурно-нравственное наследие. К сожалению, очень многие из них сейчас находятся на грани гибели. В данной публикации мы представили лишь несколько памятников, нуждающихся в неотложных противоаварийных работах.


Для их осуществления создан проект «Общее дело», собравшее специалистов, энтузиастов и просто неравнодушных людей. Каждый, кого волнует то состояние, в котором мы передадим нашим потомкам уникальное достояние северного храмового зодчества, может принять участие в этом благом деле, в том числе лично участвовать в специальных восстановительных экспедициях. Более подробную информацию можно найти на сайте объединения «Общее дело».

как строили предки — Журнал Теремъ

Жизнь за городом

Национальные русское зодчество – это в своем большинстве деревянная архитектура, традиции которой уходят во времена Киевской Руси. Из древесины возводились все здания: избы, храмы, хоромы и дворцы. Весь колорит русского народа нашел свое отражение в архитектурном убранстве традиционного домостроения.

Памятники архитектуры

На территории России сохранилось много памятников архитектуры, которые относятся к 15-17 веку. В летописях, которые датируются более ранними периодами, встречаются упоминания о древних зданиях, поражающих воображение в свое время. Одним их таких живописных зданий можно назвать дубовую церковь Софию, построенную в 989 году в Новгороде. Церковь была парадным сооружением, резко выделявшимся среди прочих деревянных жилищ горожан.

Примеров выдающихся архитектурных шедевров было много, но большинство примеров русского зодчества – небольшие односрубные избы. Относится это и к большей части храмов – скромные здания, которые напоминали избушку с двускатной крышей с маковкой и крестом. Подобные постройки сохранились до наших времен, типичные избы представлены на территории архитектурно-этнографического заповедника в Кижах.

Особенности древнерусского строительства

Деревянные постройки в былые времена возводились очень быстро. К примеру, односрубные церкви могли построить буквально за 1 день. Мастера использовали простые и рациональные приемы, что позволяло строить все, что угодно в рекордные сроки.

Уникальная и вдохновляющая история, связанная с темпами работы древнерусских зодчих, произошла в 1551 году, в период сражений с Казанским ханством. Большим сюрпризом для войска татар стал хорошо укрепленный город Свияжск. За месяц русские мастера возвели в 30 километрах от Казани полноценный град, готовый к встрече с неприятелем. Все деревянные постройки были подготовлены в верховьях Волги, после чего сплавлены по реке в разобранном виде. Это событие наглядно демонстрирует возможности сборного скоростного строительства древнерусских мастеров.

Оборонительные сооружения занимали главенствующее место в формировании архитектурного ансамбля городов вплоть до 17 века. Сейчас сохранились всего 3 сибирские крепости-остроги — Якутская, Братская и Илимская. Многие здания сохранились благодаря музеям-заповедникам, как Кижи и Коломенское. В таких местах собраны примеры мастерства русских зодчих, воссозданы исторические поселения.

Традиционный подход к строительству

Строительство дома всегда было событием значимым, овеянным сакральным смыслом и сдобренным традициями предков. Сначала тщательно выбиралось место: высокое, сухое и светлое. Подбирался участок счастливый, проверенный временем и уже обжитый. Неподходящим считалось место, где раньше была дорога или баня, вблизи захоронений.

Долго выбирался материал для дома, предпочтение отдавалось сосне, ели и лиственнице. Длинные ровные бревна плотно ложились друг к другу, надежно удерживая тепло. Выбор деревьев для строительства ограничивался четкими правилами, бездумной вырубки никогда не было.

Пример русского зодчества

В домах крестьян в типичную планировку входило 1-2 жилых помещения с сенями. Жилое пространство хорошо отапливалось печью. У зажиточных владельцев в планировку избы прибавлялось парадное помещение – горница, где в праздничные и воскресные дни все семейство собиралось за столом.

Интерьер избы простого жителя был простым, подстроенным под нехитрый быт. Практически всегда помещение обустраивалось одинаково. Много пространства отводилось под печь, от нее до противоположной стены протягивались полати – настил под потолком для сна жильцов. В углу располагался стол, вдоль стен – скамьи и врезанные полки над ними.

Дух русской архитектуры

Деревянная изба – реальное воплощение русской ментальности, собрание русского духа. Деревянное домостроение не теряет значимости и сейчас, в эпоху пластика и металла, а вычурной резьбой старинных памятников можно любоваться часами. Архитектура формировалась под четким влиянием традиций, которые рождались во взаимодействии человека и окружающей его природы. Возможно, благодаря такой естественной гармоничности, деревянное зодчество не ушло от традиционности, а эволюционировало из нее.

Деревянное зодчество Древней Руси и России

Деревянное зодчество Древней Руси и России — это народная архитектура, «единственным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения был топор» (Я.В. Малков). Она выражает мировосприятие русского народа, его вкусы и образ жизни.

Строения из дерева c древних времён до нас не дошли. Но так как навыки и принципы строительства сохранялись из поколения в поколение, мы можем судить о них по постройкам более позднего времени, сохранившимся изображениям и описаниям в письменных источниках.

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом. Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение.

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Крестьянская изба. Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Конструктивная деталь безгвоздевой крыши «курица». Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Фрагмент кровли с «курицами». Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Навесное крыльцо Кондопожской церкви. (Источник: https://obiskusstve. com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)

Повал (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

Декоративный консольный выпуск брёвен. (Источник: https://kelohouse.ru/dekor-doma15.html)

Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика Кондогопской церкви (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)

 

Русские зодчие всё конструктивно-функциональное делали одновременно архитектурно-художественным. К дереву относились как к материалу творчества.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Церковь Артимия Праведного, Пинежский район,рисунки П. Фефилова. (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)

Ансамбль села Ненокса. Никольская церковь 1725-1764 гг., колокольня (реставрация 1989 г.), Троицкая церковь 1725-1764 гг. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)

Ансамбль погоста Ракула. Реконструкция Ю.С. Ушакова (ИСточник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

История деревянного зодчества Древней Руси

История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.

Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество

На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.

Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.

Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси

Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.

Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

Русское деревянное зодчество в советский период

Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.

Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.

Деревянное зодчество Руси в настоящее время

Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например, церкви в Кижах без гвоздей реставрируют с использованием металлических гвоздей.

До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье Почему в России гибнут старинные города разбираются причины такого удручающего положения.

Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России

Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.

Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.

План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье Ведические храмы древних славян. (Кликайте на картинку для просмотра.)

Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)

План языческого (ведического) храма по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)

Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.

Введенский тихвинский девичий монастырь на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Торжок. Изображение города в книге «Записки о Московии» (1549 г) Герберштейна, дипломата Римской империи на Руси.

Улицы Москвы (1656 г). Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. — С. 212.

Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)

Успенская церковь и колокольня в начале XX века (Кондопога). Автор: неизвестен — http://www.kondopoga.ru/2563-istoriya-uspenskogo-pravoslavnogo-prihoda-v-g-kondopoge.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=71673040

Церковь Преображения Господня в Кижах. Автор: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY-SA 3. 0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4049308

Изба (Вологодская обл., XVIII в.): а — общий вид, б — план жилого этажа; 1 — сарай. 2 — сени, 3 — изба, 4 — клетьИсточник: http://mebel.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st027.shtml

Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.

Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.

Основная форма деревянной постройки

Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.
Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».
Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.

Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)

Что такое горница, хоромы, изба

Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.

Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т. д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.

Клетский верх и крещатые бочки

«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).
Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).
Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).
Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Строители: Семен Петров, Иван Михайлов, Савва Дементьев. 1667-1668; 1681. Старинный рисунок. Источник: http://istoriya-iskusstva.ru/russkaya-arhitektura-xvii-veka/

Чем крыли крыши в Древней Руси

Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.
Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.
Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.

Почему говорят «

срубить избу»

Особенностью древнерусского зодчества было то, что при строительстве в качестве инструмента использовались только топоры. Пилы применялись только при внутренних работах, потму что она при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для впитывания воды. Топор же сминает волокна, как бы запечатывает торцы бревен и они дольше служат.

Поэтому до сих пор в ходу выражение «срубить избу». И гвозди не использовали, а применяли деревянные костыли — «шканты».

Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси

Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.

За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.

Деревянные христианские храмы Древней Руси

После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.

Самый простой тип храма

Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.

Деревянный храм Софии в Новгороде. 998 год. Реконструкция Л. Е. Красноречьева

Деревянная церковь XIV века в Кижах.

Шатровый храм. Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)

Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье «Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах«.

Первая многоглавая церковь

Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.

Шатровый и ярусный тип церквей

Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.

Ярусная церковь Иоанна Предтечи. Ширков погост. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)

Кубоватая церковь Вознесения. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)

Било большое, било малое. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007276/)

Троицкая часовня,р-он Пинежский. Рис. П. Фефилова (Источник: http://cultnord. ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)

С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.

Что было вместо колоколен

Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.

Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.

Часовни: что это и почему такое название

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.

Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.

Вышгороды и оборонительные постройки

«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.

Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».

Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».

Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. Реконструкция Б.А. Рыбакова. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)

Древний Новгород. Х в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)

Вал и крепостная стена Белгорода Х в. Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)

Братский острог (1654 г. ) Северо-западная башня, фасад, разрез, планы двух ярусов. (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)

Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.

Памятники деревянного зодчества Руси

Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это всемирно известный ансамбль Кижского погоста, Успенский собор в Кеми, церковь Успения в Кондопоге и храмы Поонежья и Подвинья.

Кижи. Объект всемирного наследия. (Фото из интернета)

Успенский собор, Кемь. (Автор: Vitold Muratov — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28021991)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кандапог, Карелия (Фото из интренета)

Церковь Богоявления Господня. Деревня Поле Онежского района. Автор: InkognitoV — собственная работа, CC BY-SA 3. 0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28636521

Церковь Иоанна Богослова. Село Богослово на реке Ишне. Ярославская область. XVII в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)

Проездная башня Николо-Карельского монастрыря. Русское деревянное оборонительное зодчество. Фото: Плотников. В.А. Надвратная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), 1906-07 г. (Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1491.html)

Деревянное зодчество древней Руси и России можно сохранить общими усилиями. На сайте Общее дело собрана информация о храмах и часовнях Севера. Он рассказывает, что сделано для сохранения наследия, что нужно делать, как принять участие в возрождении деревянных храмов Севера. А стоит ли их сохранять? Пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?

«Зóдчество» — происхождение и значение слова

Зодчеством называют искусство строить и проектировать здания. Сегодня под этим термином обычно понимают древнерусскую архитектуру IX–XIII веков — от зарождения русского государства до монголо-татарского ига.

Термин «зодчество» образован от слова «зодчий», которое пришло в русский в конце XIV века из южнославянских языков. Это производное от слова «зъдъ» — каменная стена. Первоначально зодчими называли горшечников и гончаров, а зодчеством — искусство лепки из глины. Затем значение расширилось, и зодчими стали строители и проектировщики зданий.

В конце XVIII века Николай Карамзин назвал слово «зодчество» устаревшим и предложил использовать вместо него «архитектуру». С историком согласился филолог-славист Александр Шишков: «Слово зодчий есть настоящее русское… но ежели бы кто в разговорах сказал: я нанял зодчего строить дом, то верно бы многие нашлись у нас такие, которые бы спросили: кого он нанял? а другие бы с насмешкою сказали: он говорит странным языком!»

Однако термин «зодчество» продолжали употреблять в литературных произведениях для эффекта стилизации, создания высокого стиля. Иван Лажечников писал: «Природа-зодчий, соперничая с человеком в украшении острова, с большим вкусом поместила кое-где на берегах его кудрявые деревья».

В XIX веке историки начали интересоваться старинными зданиями. Их реставрировали и изучали во время археологических экспедиций. Например, в 1824 году в Киеве раскопали фундамент древнейшей русской церкви — Десятинной.

В те же годы словом «зодчество» стали обобщать всю архитектуру Древней Руси. Одним из первых употребил термин в этом значении историк Иван Снегирёв. Вместе с художником Алексеем Мартыновым он несколько лет издавал сборники «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества». В книгах серии публиковали рисунки древнерусских сооружений, сделанные Мартыновым, с комментариями Снегирёва. А в 1850-х годах профессор Академии художеств Федор Рихтер издал серию книг «Памятники древнего русского зодчества», в которой публиковал чертежи старинных зданий.

Сегодня изучение и классификация памятников старинной архитектуры продолжается. Ежегодно в регионах России проходят экспедиции, составляются каталоги древних зданий, которые требуют государственной охраны. А в 2019 году министерство культуры запустило проект по сохранению памятников русского деревянного зодчества.

Очень красивый пример русского зодчества прям в 10 км от Санкт-Петербурга

Усадьба Богословка вблизи Санкт-Петербурга — уникальный памятник церковной архитектуры древнерусского деревянного зодчества XVIII века. Это прекрасный пример, или даже мини образец церквей, находящихся на острове Кижи или в музее зодчества в Великом Новгороде. Только гораздо ближе, всего в 10 км от КАДа.

Покровская церковь (во имя Покрова Пресвятой Богородицы) была построена в 1708 году, но полностью сгорела в 1963 году. Это новострой, воссозданный уже в 2008 году на территории Паркового комплекса «Усадьба «Богословка» в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области. Конкретная точка на карте гугл.

По преданию, проект церкви создавался по рисунку императора Петра I, который сам неоднократно ее посещал.

Территория парка выглядит вот так:

Имеет болльшую парковку рядом, места для отдыха через дорогу. Там же небольшой участок береговой линии с деревцами и Невой. Местные жители на выходных устраивают тут пикники:

Колокольня — это воссозданная колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии 1670-х годов:

Храм сегодня действующий. Внутри он тоже деревянный, очень светлый и душевный.

Церковь в основе имеет форму креста. Длина храма составляет 32 метра, ширина — 30 метров, высота — 19 метров. Это 25-главный храм.

Здесь же находится русский этнографический парк, организовываются экскурсии, показывается восстановленный древне-русский быт. Очень интересно посетить это местечко с детьми.
Вообще, воссоздание русского парка еще не закончено. Предполагается, что здесь будет несколько частей:
Русское селение — постройки типов крестьянских усадеб, общее число дворов — 8-10.
Карело-вепское селение — постройки, отражающие типологию, характерную для Тихвинского района и Межозерья. Будет состоять из 4-5 дворов.
Историческое селение — не менее четырёх построек XVI—XVII веков.

До парка можно добраться на общественном транспорте автобус маршрут № 476 а так же на маршрутном такси № К-476 от ст. м. Ломоносовская до ост. «Невский лесопарк».
Или на машине, мимо поселка Новосаратовка, проезжаем поселок Красная Заря и сразу видим строения.

Добавила новые ракурсы с высоты 50 метров: Русское зодчество — Усадьба Богословка

Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. — Москва, 1950

 

 

Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е. Ащепков. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1950. — 140 с., ил.

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

Деревянное строительство сыграло огромную роль в истории архитектуры нашей, столь богатой лесом страны. Изумительное мастерство народных строителей, воспитанных на многовековых традициях, создало прекрасные архитектурные произведения. Выразительные художественные формы древних деревянных церквей, крепостных оград, сторожевых башен являлись часто прототипами монументальных каменных сооружений древней Руси.

 

Наряду с церковной и крепостной архитектурой искусство народных мастеров сохранилось в замечательных образцах жилых деревянных построек. Изучение этих сооружений представляет большой интерес с двух точек зрения. Историку архитектуры это исследование поможет раскрыть первоначальный облик народного жилого дома, так как традиции в области строительства жилища являются очень стойкими и процесс типологической эволюции протекает здесь медленно, сохраняя в течение веков утвержденные жизнью приемы.

 

Для архитектора-строителя и проектировщика архитектура народного жилища интересна той глубокой мудростью, с которой народное искусство отвечает на требования быта, климата и многообразных местных природных особенностей. Творческую мысль архитектора, работающего над созданием жилых домов для нашего народа, в сильнейшей степени могут обогатить и чисто художественные достоинства архитектурных форм, созданных самим народом.

 

Деревянное зодчество является сравнительно мало изученной областью архитектуры нашей страны. Более исследована архитектура севера РСФСР.

 

О народном строительстве на огромных лесистых пространствах, лежащих по ту сторону Уральского хребта, мы имеем самые отрывочные и скудные представления.

 

Книга Е. Ащепкова, посвященная народному зодчеству Западной Сибири, является первой попыткой восполнить этот пробел в нашей архитектурной литературе.

 

Некоторые своеобразные черты зодчества народов Сибири делают изучение его очень интересным.

 

В силу исторически сложившихся условий, эволюция быта и строительных традиций в Сибири протекала медленнее, чем в европейской части России. Поэтому деревянное зодчество Сибири сохранило ряд приемов, уже не встречающихся по эту сторону Урала, и новые исследования обогащают наше представление о первоначальных формах народной архитектуры жилого дома.

 

Большой интерес представляет собою и вторая особенность народного зодчества Сибири: взаимодействие культур русских переселенцев и местных народностей. Это взаимодействие проявилось в многообразии декоративных приемов творчества сибирских строителей.

 

Книга Е. Ащепкова, иллюстрированная многочисленными фотографиями и зарисовками, выполненными автором с натуры, создавалась путем исследований, проводившихся им по собственной инициативе в течение нескольких лет в отдаленных и труднодоступных районах Сибири. Выполнение этой огромной работы в трудных экспедиционных условиях является исключительно большой заслугой автора.

 

Исследование Е. Ащепкова ценно не только как вклад в историю русской материальной культуры и изучение народного зодчества нашей страны. Эта книга даст в руки архитектора-практика ценный художественный материал, который может быть использован и при осуществлении намеченного новым пятилетним планом массового жилищного строительства.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

От редакции .. 3

Введение .. 5

 

Глава первая. Планировка и застройка деревень. 19

1. Основные типы планировки старых сибирских деревень 22

2. Планировка старой крестьянской усадьбы.. 25

3. Хозяйственные постройки . 28

 

Глава вторая. Типы изб… 29

1. Изба-клеть .. 31

2. Двухэтажная клеть…   34

3. Изба со связью . 35

4. Пятистенка .. 38

5. Крестовая изба . 40

6. Двойные избы … 42

7. Переходный тип избы от двойной к тройной .. 47

8. Тройные избы … 51

 

Глава третья. Конструктивные приемы в народном зодчестве  59

1. Способы использования и обработки дерева… 61

2. Орудия производства .. 61

3–8. Устройство стен, фундаментов, полов, потолков, полатей, перегородок. 62–66

 

Глава четвертая. Крыши и их детали… 67

 

Глава пятая. Оконные проемы … 81

 

Глава шестая. Крыльца… 101

 

Глава седьмая. Ворота . 111

 

Глава восьмая. Декор в народном зодчестве … 121

 

Заключение ..135

 

Библиография .. 139

 

 

Примеры страниц

 

 

 

 

 

 

 

Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].

 

 

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

Краеведение: Дональд Джадд и русская архитектура

В интервью 1989 года Дональд Джадд заявил:

«Пока я служил в армии, в армии США, полтора года — Вторая мировая война длилась всего год — они раздавали солдатам всевозможные книги, книги в мягкой обложке. Это было началом образовательных книг в мягкой обложке в Соединенных Штатах. Книги обычно просто бросали в угол в пустом бараке, поэтому я их брал. Я путешествовал с довольно хорошей библиотекой. Одна из книг — история России Бернара Пареса.Я, наверное, трижды прочитал. Делать было особо нечего. И мне это было очень интересно, я люблю читать историю. Так что я хорошо знал историю России в 18 лет. А еще было много русской литературы, Чехова, Тургенева, Толстого ».

В последующие десятилетия Джадд написал ряд очерков о русских художниках, в том числе «Кандинский и его цитадель», обзор выставки Василий Кандинский, 1866–1944: ретроспективная выставка , в музее Соломона Гуггенхайма. в 1963 г .; рецензия на Казимира Малевича, выставка 1963 года также в Музее Гуггенхайма; а в 1981 году — длинное эссе «Русское искусство в отношении себя» о важности русского искусства начала двадцатого века для журнала Art Journal .

Библиотека Джадда в La Mansana de Chinati / The Block в Марфе, штат Техас, демонстрирует его большой интерес к русской архитектуре; он собрал более двух десятков книг по этой теме, в том числе Использование и традиции в русской и советской архитектуре (Лондон: Архитектурный дизайн, 1987) и Архитектура Советской России (М . : Стролиздат, 1987). Основная часть его работ по русской архитектуре появилась после поездки в январе 1987 года с сыном и дочерью в тогдашний Советский Союз, одной из четырех, которые он совершил при жизни.

Рассказывая о своих поездках в Россию, Джадд заявил в 1989 году:

Я был в России, да, дважды, в Эстонии и потом в Ленинграде. Это было несколько лет назад. Около двух лет, полтора года назад я ездил с двумя детьми на три недели в Москву, Ленинград и старые города, Суздаль, Ярославль, Новгород и так далее [январь 1987 г.]. Но кроме этого я не был в странах Востока. Это очень интересно. Было очень холодно. — 46 ° C в течение нескольких дней в Суздале.

Экскурсии по разным городам часто включали посещение церквей в каждом месте и запись их различных характеристик. Одна мысль, которую Джадд записал в маленькую синюю записную книжку в спиральном переплете, находясь в Ростове, Россия, гласит: «22 января 87 г .: Когда мы обогнули Ростовский Кремль по пути в Ярославль, я понял, увидев Успенский собор, — так называемая «формальная» идея церквей ». Ростов, основанный в 862 году, — один из старейших городов России.

Во время путешествия по России в январе 1987 года дочь Джадда, Райнер, сделала десятки фотографий, запечатлевших места, которые они посетили.

Многие из этих церквей с похожими апсидами, куполами и аркадами имеют общие архитектурные особенности. Например, многие из больших соборов, которые посетил Джадд, в том числе Успенский собор в Ростове, имеют общее расположение барабанов и куполов. В обширной заметке, написанной в мае 1987 года как отражение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, еще известного в то время как Ленинград, Джадд написал:

«Вчера я нашел план Исаакиевского собора, который искал в Ленинграде, что позволило вспомнить мои первоначальные впечатления от здания, которые, как и большинство впечатлений в России, я не записывал… Все это образует простой и сложный крест, снаружи открытый в глубоких портиках, а не закрытый в часовнях и неглубоких портиках, а изнутри широкий и открытый в отличие от более длинных, менее широких и закрытых отверстий. поэтапно при ходьбе крест-накрест.Это, конечно, вариация старой идеи, сделанной слишком поздно, но как пространство, как архитектура, она довольно хороша, а не велика. Но было бы здорово, если бы материалы и детали соответствовали плану ».

Поздняя неоклассическая интерпретация византийской церкви с греческим крестом, построенной в течение сорока лет с 1818 по 1858 год под надзором Огюста де Монферрана (1786-1858), Исаакиевская церковь является крупнейшей русской православной церковью в городе и четвертой самый большой собор в мире.Вспоминая свой визит, Джадд писал: «В январе, самом холодном в этом столетии, кто-то поставил розу на постамент бюста архитектора Рикара де Монферрана, который начал строительство в 1818 году и закончил его в 1858 году, а затем умер. . »

Помимо посещения русских церквей, Джадд и его семья совершили памятный визит в дом архитектора и художника Константина Мельникова (1890-1974), как указано здесь в его маршруте на 9 января 1987 года.

Дом Мельникова, цилиндрическое здание в центре Москвы, было построено между 1927 и 1929 годами, когда Мельников построил десять зданий.Как вспоминал в недавнем интервью сын Джадда Флавин Джадд: «Мы видели дом Константина Мельникова в Москве, это было невероятно. В то время я не знала, что это было, но это было великолепно ».

Джадд совершил еще две поездки в Россию в январе и августе 1990 года. Его первая и единственная выставка в России в Советской культурной федерации в Москве открылась в августе 1990 года.

Джадд был одним из первых западных художников, выставленных в России, и на данный момент существует очень мало документации о выставке.Эта выставка послужила примером для более поздней выставки работ, представленных на этой первой российской выставке в 1994 году в Gmurynska. В то время как на выставке 1994 года были представлены работы Джадда, а также два рисунка Казимира Малевича, недавняя выставка 2017 года, куратором которой был Флавин Джадд, также в Gmurzynska, включала 20 рисунков и две картины супрематического художника, а также красную кадмиевую плитку для пола. Джадда, который был показан на оригинальной выставке в Москве.

Работа Джадда в области архитектуры началась, когда он служил в армии инженером, и продолжился в его собственных помещениях в Нью-Йорке и Марфе, а также в проектах по всей Северной Америке и Европе.Эти проекты, часто выполняемые в сотрудничестве с архитекторами, включали Bahnhof Basel / Peter Merian Haus в Швейцарии и Kunsthaus Bregenz в Австрии. Выставка нескольких архитектурных проектов Джадда сейчас находится в Центре архитектуры в Нью-Йорке.

Урок русской архитектуры для детей

Ранняя русская архитектура

Раньше Россия была довольно изолированной. Немногие посторонние хотели поехать в страну, где температура могла опускаться на много градусов ниже нуля! Однако, если какие-либо захватчики осмеливались холодными температурами, российские города часто были защищены крепостью, называемой кремлем .Одна из самых известных крепостей России — Красная площадь, расположенная в Москве. Он известен не только тем, что здесь размещалось правительство России, но и тем, что здесь находится собор Василия Блаженного, о котором люди чаще всего думают, когда речь заходит о русской архитектуре.

Собор Василия Блаженного — известный русский собор на Красной площади.

Влияние на архитектуру

На протяжении большей части своей истории Россией управляли царей , или правителей, которые принимали решения за страну.Многие из этих правителей оказали влияние на русскую архитектуру; одним из самых влиятельных был Петр Великий. Он правил в конце 1600-х — начале 1700-х годов и хотел, чтобы Россия была более современной, как некоторые части Западной Европы. Он нанял много людей и потратил много денег на обновление страны. Во время его правления было построено множество современных дворцов, в том числе Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Зимний дворец — образец русской постройки, на которую повлияли западноевропейские стили.

Коммунизм и современная Россия

Россия известна не только своим холодным климатом, но и коммунизмом , типом правительства и экономики, при котором государство владеет большей частью зданий, земли и другой собственности. После русской революции 1917 года коммунистическая форма правления также оказала влияние на архитектуру. Правительство хотело выглядеть могущественным, поэтому создавались большие здания, чтобы они выглядели впечатляюще.Многие из этих высоких зданий до сих пор стоят в России, особенно в столице Москвы.

Когда коммунизм утвердился в России, архитекторы спроектировали и построили впечатляющие и мощные здания, подобные этому, в столице Москвы.

Итак, если бы вы жили в коммунистической России, какой бы дом у вас был? На самом деле, у вас, вероятно, не было бы дома! Поскольку большая часть жилья принадлежала правительству, большинство людей жили в высоких многоквартирных домах, а не в частных домах. Однако после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1991 году ситуация изменилась.

Частные дома, которые строят сегодня россияне, намного больше небольших квартир, принадлежащих государству. У многих россиян сегодня также есть дач, , которые часто используются как вторые дома. В этих загородных коттеджах можно отдохнуть от шума и суеты больших городов.

В больших городах, таких как Москва, есть большие небоскребы из бетона, металла и стекла.Тем не менее, многие из старых зданий все еще стоят сегодня, создавая довольно крутое сочетание старой и новой архитектуры.

Краткое содержание урока

Кремль был ранней формой русской архитектуры, построенной для защиты городов; Одним из известных кремлей является Красная площадь, на которой находится знаменитый собор Василия Блаженного. Такие правители, как Петр Великий, повлияли на дизайн больших дворцов; после установления коммунизма г. были построены впечатляющих высоких зданий.Сегодня российская архитектура — это современные небоскребы и дач, или загородные дома.

8 проектов, демонстрирующих динамическую архитектуру современной России

Российская архитектура кардинально трансформируется, эволюционируя от восточнославянских корней и традиций Киевской Руси к современным произведениям, в которых исследуются новые отношения между формой, материалами и общественным пространством. Хотя такие сооружения, как собор Василия Блаженного и Кремль, известны во всем мире, эти здания вряд ли отражают зарождающуюся российскую культуру дизайна и большинство строительного фонда по всей стране.Поскольку архитектура России менялась на протяжении всей ее истории, от московского периода до имперских и советских времен, недавние преобразования породили эксперименты и дали новое уважение к общественной сфере.

Следующая коллекция отмечает этот современный дизайн и демонстрирует взаимосвязь между многими программами и сайтами. В то время как Москва является лучшим местом для проведения многих работ, проекты сильно различаются в зависимости от условий местности и городской структуры. Когда посетители сталкиваются с множеством вопросов об искусстве, городской жизни и современной России, архитектура становится катализатором переосмысления как исторического строительства и техники зданий, так и пространственных организаций.Каждый динамичный проект воплощает в себе критическое исследование и начинает формировать будущее российской архитектуры и дизайна.

© Wowhaus

© Wowhaus

Стрелка Институт медиа, архитектуры и дизайна компании Wowhaus, Москва, Россия

Это общественное пространство было спроектировано для замены заводских гаражей Института «Стрелка» в Москве. Институт «Стрелка» — относительно новая школа дизайнеров — это динамичная площадка для лекций, занятий, вечеринок и кинопоказов.Здесь ведущие архитекторы мира обсуждают городскую жизнь, общественное пространство и будущее России.

Parasite office by za bor architects, Москва, Россия

Офис

Parasite создан для того, чтобы исследовать нехватку креативных офисов и студий в Москве. Дизайн-проект обеспечивает практичное бизнес-пространство за счет эффективного использования жилых площадей. По всей Москве много зданий с глухими торцовыми стенами и широкими переходами между ними — пространств, где могут возникнуть проекты вроде офиса Parasite.

© Hufton + Crow Photography

© Hufton + Crow Photography

Фабрика Станиславского by John McAslan + Partners, Москва, Россия

Адаптивное повторное использование исторического объекта, проект «Фабрика Станиславского» был задуман как новый центр культурной активности в Москве. Сайт с невероятной историей, команда дизайнеров подошла к проекту как с архитектурной точки зрения, так и с точки зрения городского ландшафта. Социально проницаемый дизайн разрушает типичную планировку закрытых зданий в городе, обеспечивая при этом экологичность, свет и общественное пространство.

© Аджай Ассошиэйтс

© Аджай Ассошиэйтс

Московская школа управления Сколково от Adjaye Associates, Сколково, Россия

Московская школа управления была создана, чтобы воплотить инновационный практический подход школы к управлению бизнесом. Компания Adjaye Associates спроектировала здание, чтобы предложить открытость, сплоченность и отсутствие иерархии. В программе классы, конгресс-центр, оздоровительный центр, жилые зоны.

© АРЧСТРУКТУРА

© АРЧСТРУКТУРА

Филиал Государственного центра современного искусства АРХСТРУКТУРЫ, Екатеринбург, Россия

В этом здании филиала используется ряд различных стратегий для соблюдения строгих требований к зданию. «Музей на мосту», центр современного искусства имеет ряд небольших дополнений и современных функций, но при этом спроектирован так, чтобы быть стилистически нейтральным. Главный фасад и планировка оригинального здания остались нетронутыми, а в задний фасад были добавлены новые элементы.

© Kerimov Architects

© Kerimov Architects

Беседка от Shamsudin Kerimov Architects, Москва, Россия

Проект жилого пространства, рассчитанный на семью из 15 человек, беседка разделен на три смысловые зоны. Эти зоны условно называются «кухня-печь», «столовая-гостиная» и «терраса-сцена». В дизайне, больше похожем на павильон на природе, используется минимальная палитра материалов и тщательная проработка деталей.

© Wowhaus

© Wowhaus

Крымская набережная by Wowhaus, Москва, Россия

Крымская набережная превратила дорогу в полосу для пешеходов и велосипедов.Новые фонтаны, волнообразные павильоны художников и скамейки были добавлены для дальнейшей активизации пространства. Также проект позволил перейти зеленой полосе парка Горького до Крымского моста.

© Дэвид Х Пруттинг

© Дэвид Х Пруттинг

Музей современного искусства «Гараж» ОМА, Москва, Россия

Реставрация ресторана 1960-х годов на территории отеля. Последняя работа Рема Колхаса — это новый музей современного искусства в Москве. В программе музея галереи, магазин, кафе, терраса на крыше, зрительный зал, офисы.Новый светопрозрачный фасад из поликарбоната окутывает оригинальный структурный каркас и поднимается над землей. Благодаря этому открываются виды и связи как с парком Горького, так и с выставочным пространством внутри. Прочтите нашу подробную статью о Музее «Гараж» здесь.

Русская архитектура и Запад

«Русская архитектура интерпретировалась как нечто иное, что-то, по сути, неевропейское. Но Швидковский в этой сложной, авторитетной и великолепно иллюстрированной книге утверждает, что это совершенно неверно и что связь с Западом всегда была очевидна в русской архитектуре. … «— Гэвин Стэмп, Building Design

«Швидковский стоит на плечах гигантов: его щедрые признания — это справочник европейских и российских архитектурных историков. Результат — захватывающий грандиозный архитектурный тур, а не сухая стипендия». — Адам Уилкинсон, Журнал архитектора

«Швидковский, один из ведущих экспертов в области архитектуры в России, прослеживает иностранные влияния на российское строительство на протяжении более тысячи лет, систематизируя русские стили и школы в понятной и убедительной прогрессии.Фотография Екатерины Шорбань. . . сочетается с текстом, чтобы сделать его самостоятельным музейным экспонатом, сохранив на нескольких сотнях страниц богатство и красоту десяти веков русской архитектуры »- Пол Э. Ричардсон, Russian Life

«Профессор Швидковский снова дал нам великолепную научную работу по архитектуре России». — Архитектурный обзор

«Эта работа представляет собой наиболее подробную публикацию конкретных зарубежных влияний, в том числе Византии, итальянского Возрождения, Елизаветы, Барокко, Просвещения 18-го века, 19-го века и особенно архитектуры 20-го века.. . . Одна из выдающихся особенностей этой книги — великолепные иллюстрации с деталями всех обсуждаемых зданий. Эти 300 цветных и черно-белых фотографий Шорбана почти так же важны, как текст Швидковского. . . . Настоятельно рекомендуется «- Choice

«Знания автора в новых исследованиях в этой области демонстрируются повсюду, и он цитирует недавно обнаруженные документы, в которых упоминается группа английских архитекторов или мастеров, которых Елизавета I отправила работать при дворе Ивана Грозного между 1567 и 1571 годами. .»- Эндрю Хопкинс, Apollo Magazine

.

«Около 250 ярких цветных фотографий плюс 150 черно-белых фотографий иллюстрируют эту красивую книгу. Столь же убедительным является аргумент автора о том, что, вопреки общепринятому мнению, Запад занимал большое место в российском архитектурном дизайне и практике еще в 10 веке» — Wall Street Journal (Рождественские подарочные книги)

«Красиво иллюстрировано …Ученый и визуально богатый фолиант, который представляет интерес не только в архитектуре ». — Рут Валлах, Slavic and East European Journal

«Приятно приветствовать книгу « Русская архитектура и Запад », крупный вклад Давида Швидковского в историю русской архитектуры …. не может быть никаких сомнений в том, что [эта] прекрасная книга послужит справочником. длительный ресурс для изучения архитектуры России »- Уильям К. Брамфилд, Slavic Review

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *